ЭКСПЕРТИЗА АВТОМОБИЛЕЙ В ЯРОСЛАВЛЕ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Автоэксперт: +7-903-823-07-50, [email protected]
Адрес: г. Ярославль, ул. Волгоградская,д.44А второй этаж
Звонки принимаем с 08:00 до 22:00 без выходных!

Друзья! Наш экспертный офис на Волгоградской 44А открыт, но принимаем по предварительной записи, телефон: +7-903-823-07-50. Офис работает с 9.00 и до последнего клиента. Звонки принимаем так же с 08:00 до 22:00 без выходных, осмотры поврежденных автомобилей для экспертизы проводятся  без обеда, выходных и праздничных дней.

Главная » Информация для заказчика » Новая Единая Методика расчетов по ОСАГО 2021 (видео)

Новая Единая Методика расчетов по ОСАГО 2021 (видео)

Новая Единая Методика расчетов по ОСАГО 2021 (видео)

20 сентября 2021 года в силу вступила новая Единая Методика расчета ущерба по ОСАГО (Федеральный закон N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Первая версия появилась осенью 2014 года и вот спустя семь лет произошло обновление.

В настоящее время новая Единая Методика (Положение Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"), вызывает массу вопросов, в этом материале рассмотрим основные моменты, о которых стоит знать всем автовладельцам и на которые стоит обратить внимание страховащика при возникновении спора по ОСАГО. Разумеется, в процессе работы будет копиться опыт, и не исключаем, что со временем будут выпущены дополнительные корректирующие материалы.

Новая Единая Методика состоит из 7 глав и 10 приложений, аналогично методике 2014 года, сами главы немного изменились.

Глава 1. Общие положения. Стандартные общие положения, не имеющие никакой ценности.

В методике 2014 года, первая глава имела определенную важность, называлась она «Глава 1. Порядок установления наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт».

Глава 2. Идентификация транспортного средства и порядок установления наличия и характера повреждений транспортного средства, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт.

То, что было раньше первой главной, теперь стало второй и здесь появился ряд изменений.

В п.2.2 второй главы появился такой абзац:

Осмотр транспортного средства является этапом исследования, проводимым непосредственно экспертом-техником или страховщиком (представителем страховщика) с использованием его специальных знаний.

Очень важный абзац, до сегодняшнего дня от страховщика осматривали автомобили все, кому не лень, является он специалистом или нет, не имело никакого значения. В данном случае осмотр должен проводится только экспертом – техником, однако возможен осмотр, цитата: «…или страховщиком (представителем страховщика)…»

Первый вопрос, который вы должны будете задать человеку который будет осматривать ваш автомобиль с 20 сентября 2021г., является ли он экспертом-техником и включен ли он в реестр экспертом техников при минюсте или является ли он страховщиком или его представителем. Если это лицо не является ни тем не другим, вполне резонном его спросить на каком он основании собрался смотреть ваш автомобиль.

Из новой Единой Методики пропал важный абзац, который был в редакции 2014 года:

«предварительное установление принадлежности повреждений транспортного средства к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию»

По логике он должен был быть в Главе 2 новой Единой Методики. Если при осмотре не будет устанавливаться предварительная принадлежность повреждения к рассматриваемому ДТП, страховщику, на мой взгляд, будет гораздо проще исключать какие-то спорные детали из расчёта, ссылаясь на то, что обязанность устанавливать принадлежность поврежденных деталей к рассматриваемому ДТП – отсутствует, и эти повреждения не могли быть получены при рассматриваемом событии.

В том же п.2.2 Главы 2, появилось определение скрытым повреждениям:

информацию о возможных скрытых повреждениях транспортного средства (повреждениях, которые не могут быть выявлены органолептическим методом, без использования средств технического диагностирования) с указанием примерного места расположения и характера таких повреждений

Скрытые повреждения – это повреждениях, которые не могут быть выявлены органолептическим методом, без использования средств технического диагностирования.

Фотоматериалы, сделанные при осмотре поврежденного транспортного средства в новой редакции, стали обязательными:

Обязательным приложением к акту осмотра транспортного средства являются фотоматериалы. Фотографирование поврежденного транспортного средства должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к настоящему Положению. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеоматериал (при наличии).

В первой версии Единой Методики, понятие «обязательны» отсутствовало.

Последний абзац Главы 2, п.2.2 новый методики особенно интересен:

С целью определения причин повреждений узлов, агрегатов, систем пассивной и активной безопасности, мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами транспортного средства и их соответствия заявленным обстоятельствам должны применяться инструментальные методы с использованием диагностического оборудования.

Вся электроника, которая пострадала в результате ДТП, должна быть продиагностирована, с целью установить причину ее выхода из строя.

п.2.7, Главы 2

2.7. Для каждой поврежденной детали (узла, агрегата) транспортного средства должны определяться и указываться в экспертном заключении вид и объем ремонтного воздействия и (или) категория окраски.

Особую ценность представляет следующий абзац:

Требования завода-изготовителя транспортных средств в части норм, правил и процедур ремонта транспортных средств являются приоритетными при выборе ремонтных воздействий.

Требования завода изготовителя в приоритете!

Еще один абзац из п.2.7 Главы 2 так же заслуживает особого внимания:

В случае выявления повреждений дорогостоящих комплектующих изделий (части, детали, механизмы, узлы и агрегаты, стоимость которых с учетом износа превышает 5 процентов от стоимости транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия), а также двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, мультимедийных, электронных устройств, электронных блоков управления системами транспортного средства, систем безопасности, блоков предохранителей, а для специализированного транспорта - выявления повреждений агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового транспортного средства, относящихся к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию, в акте осмотра должна делаться запись о необходимости инструментальной диагностики или диагностики и дефектовки с разборкой при наличии технически обоснованных показателей (признаков).

И далее следует:

Наличие механических повреждений только в виде царапин, задиров и сколов на корпусе к таким признакам не относится и не является основанием для замены узла в сборе, так как не влияет на его эксплуатационные характеристики

Вполне очевидно, что данный пункт по максимуму сохраняет деньги страховщика, все только через дефектовку.

Стоит вспомнить, Главу 2 в Единой Методики от 2014 года.

Глава 2. Порядок исследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и установления причин возникновения повреждений транспортного средств

В новой Единой Методике, полностью отсутствует порядок исследования обстоятельств ДТП, а также причин возникновения повреждений автомобиля. Отсутствие данной главы, скорее всего, приведет к массе судебных споров, в части установления отношения повреждений к рассматриваемому случаю.

Глава 3. Порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом поврежденного транспортного средства

Здесь внимание привлек последний абзац п. 3.6.4

Крепежные элементы, детали одноразового использования, применение которых необходимо при выполнении ремонта транспортного средства, в расчет не включаются. Их совокупная стоимость применяется в размере 2 процентов от общей стоимости заменяемых деталей, рассчитанной без износа.

Споры по поводу 2% ходили постоянно, в большинстве случае страховщики считали их с учетом износа, а независимые автоэксперты, при проведении экспертизы после ДТП износ не учитывали. Теперь этот вопрос раскрыт в методике 2021 года.

Глава 4. Порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)

Каких-то значимых изменений здесь не обнаружено, за исключение изменения коэффициентов при начислении износа на некоторые марки. Скорее всего предельный износ 50% теперь будет наступать быстрее.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

Расчету годных остатков страховщики уделили особое внимание. Накопив немалый опыт за семь лет, смогли учесть все недостатки редакции методики 2014 года, реализовав свои желания в Главе 5, максимально снижая степень убыточности при наступлении конструктивной гибели автомобиля.

Внимание привлекает п.5.3., Главы 5:

5.3. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам должны быть отнесены детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке.

!!!А ТЕПЕРЬ ВНИМАНИЕ!!!

Такие комплектующие переходят в распоряжение страховщика. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) должен производиться на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего) в случае письменного обращения потерпевшего с заявлением о передаче ему этих комплектующих.

Далее следует еще один важный пункт:

5.4. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) должна определяться по данным специализированных торгов, осуществляющих реализацию поврежденных транспортных средств без их разборки и вычленения годных остатков. В отсутствие специализированных торгов допускается применение расчетных методов: использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков в соответствии с требованиями глав 3 и 4 настоящего Положения.

Реализация годных остатков через специализированные торги достаточно давно продвигается страховым сообществом, что в итоге приводит к увеличению стоимости годных остатков поврежденного транспортного средства и снижению выплаты пострадавшему. В новой Единой Методике 2021г., к этому вопросу подошли достаточно серьезно, укрепив свои желания в п.5.5.:

5.5. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случаях, если:

• транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) в срок, не превышающий 15 дней;
• транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.
• Расчетные методы применяются при условии невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящим Положением.

По состоянию на сентябрь 2021 года сложно сказать, как будет проводится расчет годных остатков в практическом плане, ведь получение неких виртуальных цифр за остаток автомобиля через специализированные торги не есть истина, в виду того, что имущество (транспортное средство) в данном случае не отчуждается, а остается у собственника, в связи с этим возникает логичный вопрос в честности этой виртуальной суммы в рублях. Практика покажет, что с этим делать.

И важное дополнение. В новой Единой Методики в редакции от сентября 2021 года, появились таблицы расчета годных остатков - это Приложения №8,9,10, коэффициенты пока не проверялись, однако внешне они напоминают данные из Методических рекомендаций для проведения судебных экспертиз 2018 года.

Глава 6. Порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).

Изучая данную главу, первым дело на себя обращает внимание строчки в п.6.1.:

Справочники формируются и утверждаются профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Эта информация нам дает понимание о том, что сами же страховщики будут диктовать цены, для расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО.

Далее…:

6.2.1.1. При формировании номенклатуры запасных частей профессиональное объединение страховщиков должно использовать данные о номерах запасных частей, содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств

Так как речь идет о данных по запасным частям из каталогов производителей транспортных средств, значит должны использоваться оригинальные детали, однако далее следует продолжение этого же пункта:

кросс-таблицах изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей и прайс-листах торговых организаций, осуществляющих поставки и (или) продажи запасных частей в Российской Федерации.

Здесь мы выделяем некое понятие «взаимозаменяемых запасных частей»…

Далее следует абзаца:

Номенклатура запасных частей должна формироваться для каждой марки транспортного средства и включать в себя номера оригинальных (составные части конструкции транспортного средства, имеющие упаковку, торговое обозначение изготовителя и установленный им идентификационный номер, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации) запасных частей, номера сертифицированных (не имеющих упаковки, торгового обозначения изготовителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера) запасных частей, соответствующих оригинальным запасным частям изготовителей транспортных средств и наименованиям изготовителей запасных частей.

Исходя из выше написанного, понимаем, что от оригинальных запасных частей плавно перешли к сертифицированным.

Следующий пункт 6.2.1.2., является тому подтверждением:

6.2.1.2. Для установления взаимозаменяемости оригинальных и сертифицированных запасных частей могут использоваться любые доступные источники этой информации (например, информация от изготовителей баз данных взаимозаменяемых запасных частей (кросс-таблиц).

Здесь мы понимаем, что можно использовать любые источники, лишь бы найти замену оригиналу.

Далее анализируем п.6.2.1.5.:

6.2.1.5. Процедура формирования базовой стоимости запасной части должна состоять из следующих этапов:

Первый абзац:

формируется перечень цен на оригинальную запасную часть;

через абзац:

формируется перечень цен на сертифицированные запасные части, являющиеся взаимозаменяемыми с указанной оригинальной запасной частью;

То есть будут существовать два перечная цен на оригинальные детали и аналоги.

из указанного перечня исключаются цены на сертифицированные запасные части, превышающие вторую снизу цену оригинальной запасной части, и цены на сертифицированные запасные части заведомо низкого качества, то есть запасные части, цена которых составляет менее 30 процентов от второй снизу цены оригинальной запасной части;

Если не вдаваться во все эти расчетные подробности, можно предположить следующее…Формирование перечня цен из оригинальных запасных частей нужно только для того, чтобы установить некий порог, от которого будет исчисляться итоговая цена в справочниках РСА для неких сертифицированных деталей, то есть заменителей оригинала.

Если стоимость детали менее 30% от второй снизу цены оригинальной запасной части, то деталь считается низкого качества. Если настроить автоматическую систему просчета цен так, чтобы она собирала данные по ценам на неоригинальные детали, стоимость которых будет чуть превышать порог в 30%, то их, вполне, можно применять в справочниках РСА, так как они будут соответствовать порядку расчета, описанному в новой Единой Методике 2021г.

Отдельно стоит обратить внимание на 6.2.3.:

В отношении средней стоимости материалов для ремонта транспортных средств Справочник средней стоимости материалов должен формироваться исходя из следующего:

Здесь интересует только третий абзац, который ярко показывает отношение страхового сообщества, к водителям и автомобилям, пострадавшим в ДТП:

средняя стоимость в Справочнике средней стоимости материалов должна формироваться с учетом применения скидки к рекомендованной розничной цене в размере до 35 процентов. Размер скидки для Справочника средней стоимости материалов должен определяться выборочным исследованием в торговых точках по городу Москве и Московской области и анализом оплаченных счетов (заказ-нарядов) по восстановительному ремонту транспортных средств;

Скидка на материалы должна доходить до 35%. Так выглядит страховая честность и справедливость по ОСАГО.

Плюсы в Единой Методике 2021 года найти крайне сложно. Пострадавшие в ДТП и обратившиеся к страховщику за компенсацией по ОСАГО, вероятнее всего будут получать минимум, а всю оставшуюся разницу, придется взыскивать с виновника аварии.

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

3 октября 2021 82
Печать

Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов прямая индексируемая ссылка на источник обязательна: <a href="//auto-expert76.ru/informacija-zakazchiku/novaja-edinaja-metodika-raschetov-po-osa.html" title="Новая Единая Методика расчетов по ОСАГО 2021 (видео)">Новая Единая Методика расчетов по ОСАГО 2021 (видео)</a>

Комментарии: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!