Ни для кого не секрет, что на днях был подписан закон о так называемом «натуральном возмещении ущерба», попросту говоря, ремонт по ОСАГО. Теперь, если добропорядочный автовладелец становится пострадавшим в ДТП, его автомобиль направят на ремонт, лишив права выбора между денежной компенсацией или восстановлением его транспортного средства.
Я не буду вдаваться в подробности закона, а выделю только основные моменты, о которых и так все знают, но все же:
- Срок восстановительного ремонта не должен превышать 30 дней;
- За каждый день просрочки взимается неустойка в размере 0,5% от суммы недоплаты;
- Расстояние до ближайшего СТО должно не превышать 50 км;
- Расчет суммы восстановительного ремонта происходит без учета износа;
- При ремонте допускается использовать только новые запчасти;
- Гарантия на ремонт автомобиля по ОСАГО;
- В отдельных случаях выплачивается денежная компенсация.
Теперь поговорим о всех сторонах по отдельности, а именно о: страховщиках, СТО, автовладельцах, автоэкспертах и автоюристах.
Страховые компании
Понятное дело, что страховые компании как любой бизнес стремятся снизить свои убытки. Первое снижение автовладельцы испытали на себе с введением единой методики в 2014 году, теперь с введением ремонта по ОСАГО.
Я не раз разговаривал с представителями страховых компаний, которые усердно мне доказывали, что ремонт по ОСАГО - это действительно классная мера, которая позволит водителям не думать о каких-либо проблемах, связанных с ремонтом авто (попал в ДТП, отдал на СТО, получил восстановленный автомобиль). Однако, в настоящее время возникает больше вопросов, чем ответов - так ли эта мера экономна, и позволит ли она реально снизить убытки при том, что сами же страховщики ограничили сроки ремонта, обозначив при этом сумму неустойки.
Станции технического обслуживания
СТО – отдельная категория, которая из разряда «счастливых» может перейти в категорию «пострадавших». Для того, чтобы стать СТО, выполняющим ремонт по ОСАГО, нужно соответствовать требованиям страховщиков и быть включенными в их реестр. Уверен, что попадут в этот реестр немногие. Поэтому на огромный выбор станций техобслуживания при ремонте по ОСАГО рассчитывать, скорее всего, не придется.
Ну а теперь поговорим о самом ремонте.
Начнем с кузовного ремонта. На фоне огромного количества битых автомобилей, «жестянка» - это меньшее из зол. Казалось бы - снял крыло, купил новое, покрасил и все в порядке, сложного ничего нет. А что делать, если пострадал мотор или коробка? Я сейчас буду писать только применительно к нашим Ярославским реалиям. Вот представьте - BMW Х6 попадает в ДТП, в результате чего лопается корпус коробки передач - что делать?
Если говорить про СТО, применительно только к территории Ярославля и Ярославской области, я думаю, каждый автолюбитель понимает, что в наших краях, как и в соседних областях нет такого колоссального количества ни диагностического оборудования, ни опыта, да и квалификация мастеров, порой, вызывает сомнения. А кто будет этого «икса», упомянутого выше, восстанавливать? Дорогих и технически сложных автомобилей у нас очень много, еще не каждая СТО сможет осилить такой ремонт, а восстановив, нужно чтобы авто ездило, как минимум пол года без нареканий, иначе будет гарантийный случай.
Отдельная тема о сроках ремонта, как уже было сказано выше. На все про все выделяется всего 30 дней, при том, что за это время должны быть поставлены новые запчасти, и автомобиль должен быть восстановлен. С высокой вероятностью можно сказать, что нарушения сроков начнутся в первый же месяц. Вот представьте - огромнейшее количество битых автомобилей рассредоточатся всего лишь между несколькими десятками автосервисов. При такой раскладке дел не сложно предположить, что работа будет вестись на количество, а не на качество. Так же стоит заметить такой факт - как быть с поставками НОВЫХ запчастей на иномарки 70х-80х годов выпуска?
«Это Вам не железки в малярке красить, тут все гораздо серьезнее….»
Ответственность СТО, да………, не смотря на гарантийные обязательства перед автовладельцами, ответственности у автосервисов хоть отбавляй. В случае судебных споров пострадавший будет предъявлять страховщику, разумеется, через независимую экспертизу, а страховщик в свою очередь к СТО, при том, что убытки страховщики будут спрашивать с тех же самых автостанций. Вот и радуйся тут огромному объему работы - так ли она сладка как кажется на первый взгляд?
Финансовая сторона вопроса. СТО, как и любой бизнес, прежде всего, заинтересована в прибыли - чем больше работы, тем больше доход. По моему мнению, если страховщики «не разбежались» платить автовладельцам по старым полисам ОСАГО за ущерб, то что-то мне подсказывает, что подобная ситуация может повториться и с тех. станциями, да что тут говорить, в наших-то реалиях задерживать оплату чего-либо уже стало в порядке вещей. Вот и представьте, с одной стороны с тебя страховщики требуют возмещения убытков за то, что ты некачественно отремонтировал машину, (т.к. независимый эксперт установил данный факт, а автоюрист уже доказал данный факт в суде), с другой стороны те же самые страховщики тебе задерживают оплату услуг твоей СТО - вот как тут быть? Расторгать договор со страховщиком?
Поэтому я не зря в самом начале написал, что перейти в категорию «пострадавших» или убыточных здесь очень легко. Большой объем работы – это не всегда хорошо.
Автоэксперты и автоюристы
Это отдельная категория людей, которые помогают пострадавшим автомобилистам восстановить справедливость при страховом беспределе, иначе его никак не назвать. Нам пока сложно что – либо прогнозировать, т.к. практики нет. С другой стороны все вышеизложенное дает четкое понимание того, что бардака станет еще больше, и независимые автоэксперты и автоюристы в очередной раз возьмут на себя груз ответственности, чтобы помочь рядовому автомобилисту восстановить его автомобиль либо в виде денежного возмещения, либо в виде реально качественного ремонта.
Автор: автоэксперт Малкин Максим